Согласно правилам ГИБДД, детей, которые не достигли возраста 12 лет или роста 145 см, нельзя перевозить в автомобиле без специального детского кресла. Такие приспособления помогают обеспечить малышам от рождения максимальный комфорт во время поездок и безопасность. Кроме того, для ребенка важен дневной сон, который невозможно организовать на обычном сидении. Выбрать автокресло с положением для сна сейчас может каждый потребитель, разнообразие моделей и цен довольно большое. Однако обращать внимание нужно на многие критерии изделий, чтобы их использование было максимально рациональным. Рассмотрим особенности продукции данного вида.
Содержание статьи
Различия по группам
Автокресла для детей делятся на группы в зависимости от возраста и веса малышей. Каждая группа имеет свои особенности, аксессуары по-разному крепятся к сидению, требуют разного размещения относительно хода движения, также они отличаются по конструкции. Производители позаботились, чтобы поездки были комфортными и безопасными для малышей от рождения, потому вы можете выбрать кресла даже для самых юных «автолюбителей». Рассмотрим, какие товары сейчас представлены на рынке, и какие функции они выполняют.
Первая – «0» или автолюльки
Возраст: от рождения до 9-12 месяцев.
Масса тела: до 10 кг.
Метод установки: перпендикулярно движению автомобиля на заднем сидении, голова ребенка направлена в сторону среднего сидения.
Метод крепления: на штатные ремни безопасности.
Кресла, которые по своей конструкции больше похожи на автолюльки, предназначены для самых маленьких деток. В столь юном возрасте малыш еще не может нормально держать верхнюю часть туловища и большинство времени проводит в лежачем положении. Именно по этой причине данная группа автокресел кардинально отличается своей конструкцией от моделей для старших детей.
Люлька имеет жесткий каркас, он может быть выполнен из металла (алюминий), пластика или металлопластика. Наиболее безопасными считаются модели с металлической основой, так как они могут выдерживать очень сильные фронтальные и боковые удары. В люльке ребенок фиксируется трехточечными ремнями, что обеспечивает ему надежную защиту от выпадения. Дополнительно автокресло данной группы может быть оснащено ручкой для переноски самого малыша, съемным козырьком, защищающим от солнца и ветра.
Часто встречаются модели, которые можно устанавливать на шасси коляски, что делает их еще более функциональными. В таких переносках малыш может спать не только в автомобиле, но и на прогулках, в гостях или на балконе, автолюлька выполняет функции переносной кроватки, пока кроха из нее не вырастет.
Вторая – «0+» или переноски
Возраст: от рождения до полутора года.
Вес: до 13 кг.
Медод установки: исключительно в сторону, обратную движению автомобиля, можно устанавливать на заднем сидении или на переднем при условии отключения подушки безопасности.
Метод крепления: штатными ремнями или при помощи системы Isofix и ее аналогов.
Детское автокресло с положением для сна этой группы также достаточно функциональное и безопасное. Оно устанавливается против движения для того, чтобы в случае столкновения, малыш был максимально защищен от травм большого шейного отдела позвоночника и других частей тела. Модели имеют мягкие вкладыши для защиты головы, боковые накладки, подкладки, снижающие нагрузку на спину, отстегивающиеся чехлы для ног (только в некоторых изделиях).
Также переноски оснащены встроенной системой изменения наклона спинки. Регулируя ее, вы сможете поместить кроху в полулежащем и полностью лежащем положении, что особенно важно для качественного отдыха во время длительных поездок.
Данная группа автокресел также может компоноваться с шасси, изготовленными тем же производителем, что позволяет использовать их в качестве кузова для легкой прогулочной коляски. Некоторые модели применять можно вместо кресла-качалки или стульчика для кормления, это довольно функциональное приспособление. Кроме того, есть переноски, которые позволяют брать с собой даже в салон самолета.
Малышам от рождения до 6 месяцев, которые еще не умеют сидеть, использовать такие кресла рекомендовано не более полутора часа в день, чтобы избежать сильной нагрузки на позвоночник.
Третья – «1»
Возраст: с 9 месяцев до 4 лет.
Вес: от 9 до 18 кг.
Метод установки: для детей до 1-1,5 года – против движения автомобиля, для детей с 1,5 года – по ходу движения, можно устанавливать на заднем сидении или на переднем, но только против движения авто и с отключенной подушкой безопасности.
Метод крепления: при помощи штатных ремней или системы Isofix и ее аналогов.
Такие приспособления уже больше напоминают обычные автомобильные кресла. Они оснащены мягкими подголовниками, боковыми накладками, сам малыш крепится к автокреслу пятиточечными или трехточечными ремнями безопасности, обеспечивающими ему надежную защиту при резком торможении, боковом или фронтальном столкновении. В креслах также есть положение для сна, наклон спинки можно регулировать при помощи плавного бесступенчатого механизма, он составляет 15-20 градусов.
Также в некоторых моделях можно менять положение подставки для ножек крохи, они вытягивают вперед и поднимаются немного вверх, что обеспечивает полнейший комфорт, особенно в дальних поездках.
Автокресла данной группы позволяют гарантировать ребенку максимальную безопасность при езде, так как их можно устанавливать и по ходу, и против движения. Также у моделей есть встроенные ремни, длину которых можно регулировать, приспосабливая к малышам разной комплекции. Данная функция актуальная для фиксации тела в зимнее время, так как объемная одежда занимает много места в кресле.
Четвертая – «2-3»
Возраст: от 3-4 до 12 лет.
Вес: от 15 до 36 кг
Метод установки: только на заднем сидении по ходу движения автомобиля, фиксируется вплотную к спинке автомобильного кресла.
Метод крепления: штатные ремни автомобиля или система Isofix и ее аналоги.
Примечание. Практически не встречаются кресла группы «2», которые рассчитаны на деток 4-7 лет с массой тела от 15 до 25 кг. Компоновать группу «2» и «3» производители решили для того, чтобы сделать автокресла более доступными для потребителей и многофункциональными. В некоторых гибридных моделях спинка отстегивается, и автокресло превращается в бустер, представляющий собой дополнительное сидение, которое «добавляет» пассажиру рост, необходимый для надежной фиксации ремнями безопасности.
Группа «2-3» имеет минимальный наклон спинки, его можно увеличить, только если отодвинуть конструкции от сидения авто. Отсутствие положения «полулежа» и «лежа» обусловлено правилами безопасности. Если бы автокресло такой конструкции можно было раскладывать полностью, при фронтальном столкновении или резком торможении ребенок съехал бы вперед по сидению. Из-за этого ремни безопасности сдвинулись бы, и переместились из твердых костей таза на живот, что чревато серьезными травмами.
Однако есть у этой группы и неоспоримое преимущество: возможность менять расстояние между боковыми накладками и высоту спинки. Такие манипуляции осуществляются при помощи системы плавной регулировки, по мере взросления малыша его автокресло также будет увеличиваться.
Удобно то, что приспособление единожды устанавливается в авто, регулируется под комплекцию ребенка, и лишь время от времени меняются его параметры.
Снимать такое кресло не нужно, малыш сам в него садится перед поездкой, а родителям остается только надежно зафиксировать ремень. Встроенные ремни в этих моделях уже не используются, так как вес пассажира достаточный для того, чтобы с его защитой справились штатные ремни.
Пятая – «3» или бустеры
Возраст: от 7 до 12 лет.
Вес: от 22 до 36 кг.
Метод установки: только на заднем сидении и только по ходу движения автомобиля.
Метод крепления: штатные ремни или система Isofix и ее аналоги.
Это уже не полноценное кресло, а сидение без спинки. Оно обеспечивает ребенку комфорт и защиту во время поездок, так как приподнимает его на высоту 145 см и выше, именно такой рост нужен для того, чтобы штатные трехточечные ремни автомобиля надежно зафиксировали тело.
Если в авто нет трехточечного ремня, то применение бустеров запрещено, так как в моделях без системы крепления Isofix роль фиксатора выполняет только ремешок, проходящий под подлокотником.
В бустерах нет спинки и боковых накладок, также в них отсутствует подголовник. Именно по этой причине ориентироваться стоит на комфорт и безопасность штатных сидений, на которые ребенок опирается спиной. Положение для сна также придется выбирать, исходя из параметров авто, в дороге детям можно разложить спинку, если есть возможность, чтобы они могли принять наиболее комфортную позу.
Лучше всего выбирать изделия из данной группы, имеющие металлическую основу или пластиковую, оснащенную ребрами жесткости. Следите, чтобы штатный ремень правильно фиксировался на плече ребенка и не задевал его лицо.
Шестая – «0+/1»
Возраст: от рождения до 4 лет.
Вес: до 18 кг.
Метод установки: до достижения 1 года или 12-15 кг, автокресло устанавливается против движения автомобиля на заднем сидении или на переднем, если отключена подушка безопасности, после 1-1,5 лет кресло разворачивается по ходу движения.
Метод крепления: аналогичен группам «0+» и «1».
В этом автокресле ребенок не будет постоянно находиться в лежащем или полулежащем положении, но угол наклона спинки можно регулировать, чтобы малыш мог с комфортом спать во время поездок. Модели из данной группы оснащены практически так же, как и из групп «0+» и «1». Универсальными их делает система подъема подголовника, что помогает подстраивать его под рост малыша. Также можно самостоятельно регулировать ширину кресла. Для новорожденных в нем есть специальная мягкая вкладка, ее используют, пока ребенку не исполнится 1 год.
Встроенные ремни безопасности должны быть достаточно длинными. Так родители смогут регулировать их по ходу взросления малыша. Еще этот фактор необходимо учитывать, если вы планируете перевозить ребенка в холодное время года. Часто потребители жалуются, что ремни жмут детям, если на них надеть плотный пуховик. В таких ситуациях, нужно искать компромисс: либо прогревать автомобиль, а затем усаживать в него кроху, с которого сразу снимается верх теплого костюма, либо выбирать более тонкие модели зимних нарядов.
Седьмая – «1/2»
Возраст: от 9 месяцев до 7 лет.
Вес: от 9 до 25 кг.
Метод установки: на заднем сидении по ходу движения автомобиля.
Метод крепления: аналогичен группе «0+/1».
Модели данной группы почти не отличаются от предыдущей, кроме того, что в них больше выдвигается подголовник. Автокресло удобно тем, что в нем есть вкладка для совсем юных пассажиров, а также режимы «полусидя», «полулежа» и «сидя». Это позволяет деткам хорошо выспаться во время длительного путешествия.
Если ребенок весит до 18 кг, то в кресле он фиксируется встроенными ремнями, если же этот рубеж перейден, то используются штатные ремни автомобиля. Важно, чтобы они были трехточечными или пятиточечными.
Восьмая – «1/2/3»
Возраст: с 9 месяцев до 12 лет.
Вес: от 9 до 36 кг.
Метод установки: аналогичен группе «1/2».
Метод крепления: аналогичен группе «1/2».
Положение для сна в таких креслах встречается довольно редко, в основном же оно отсутствует, что делает данный вид трансформеров непригодным для использования в дальних поездках. Спинку можно регулировать в основном в моделях, высота которых минимальная для данной группы.
До 4 лет (или 18 кг) безопасность ребенка обеспечивают встроенные ремни, после этого они демонтируются, и используются штатные ремешки автомобиля. Автокресло также может иметь функцию отсоединения спинки, что превращает его в бустер.
Следите, чтобы у многофункционального приспособления была система плавной регулировки ширины спинки и высоты подголовника, так вы сможете подстраивать его под параметры растущего ребенка.
Трансформер или специальное кресло?
Многие родители сейчас отдают предпочтение креслам-трансформерам, так как они позволяют сэкономить средства. Действительно, такие модели можно модернизировать в ходе взросления ребенка, но они имеют некоторые недостатки:
- отсутствие в некоторых креслах системы плавного регулирования;
- отсутствие положения для сна;
- недостаточно надежная фиксация ребенка;
- большие габариты.
Специалисты уверяют, что от рождения до 12 лет лучше всего менять 2-3 раза автокресла, чтобы обеспечить малышу максимальный комфорт. Специально рассчитанные на определенные параметры модели изготавливаются с учетом всех анатомических особенностей ребенка и правил безопасности его перевозки в автомобиле.
Однако если вы все же хотите приобрести трансформер, учитывайте параметры его безопасности, комфорта, износостойкости и размеры.
Оценка безопасности
Главная задача автокресла – обеспечить ребенку полную безопасность в случае возникновения аварии. Самым распространенным сертификатом среди европейских моделей является ECE R 44/04, этот протокол был утвержден в 2007 году. Согласно его правилам, кресла тестируются при помощи манекенов, создается лобовое столкновение на скорости 50 км час. Однако специалисты считают, что такие критерии недостаточно жесткие для оценки реальной опасности для ребенка. Потому сейчас потребители больше ориентируются на результаты краш-тестов от независимых европейских лабораторий, требования которых более жесткие.
Наиболее авторитетные компании, проверяющие безопасность продукции:
- ADAC;
- ANWB;
- RACC;
- TCS;
- EuroNCAP;
- OEAMTC.
Изучение в этих лабораториях проводится всесторонне, оценивается не только безопасность продукции, но и уровень комфорта для ребенка, удобство в применении для родителей и другие параметры.
Результаты всесторонних экспертиз компании постоянно обнародуют на своих сайтах, потому на них могут равняться как родители, собирающиеся купить кресла, так и производители, изготавливающие товары данного типа.
На что ориентироваться при выборе
Безопасность автокресла – это первостепенный, но только один из многих критериев, которые родители должны учитывать при выборе. Для очень маленьких деток до 4 лет нужно выбирать приспособления, в которых есть позиция для сна. При этом учитывайте не количество положений спинки, а угол ее наклона. Также отдавайте предпочтение моделям с прочным каркасом, внутренний слой которых покрыт пеной из полиуретана. Она позволит малышу удобно расположиться в кресле, так как повторяет все контуры его тела.
Система регулирования ширины спинки и ее высоты должна быть плавной или бесступенчатой, так вы сможете максимально точно подстроить кресло под параметры малыша. Если тело ребенка фиксируется встроенными ремнями, лучше всего, чтобы их длину можно было регулировать, это поможет максимально прочно зафиксировать кроху.
Когда дети достигают 4-летнего возраста, задача обеспечения безопасности переходит на штатные ремни автомобиля. Они должны быть трехточечными или пятиточечными, но обязательно Y-подобной конфигурации, только она в полной мере предотвращает травмы позвоночника и брюшной полости.
Какие нужны аксессуары
Дополнительные аксессуары к креслам, которые желательно приобрести:
- чехлы из натуральных тканей, чаще всего они съемные и актуальны для применения летом, когда малыш потеет из-за синтетической обивки и наполнителя кресла;
- зеркала, которыми родители укомплектовывают автомобиль, чтобы видеть малыша, пристегнутого в кресле на заднем сидении;
- специальная защита от солнца (шторки или экраны), что также актуально для летних дальних поездок;
- подставки для ног, которые создают надежную опору для ступней и предотвращают их болтание в воздухе;
- подушки и подголовники для сна, при помощи которых можно организовать комфортный отдых ребенка в автомобиле;
- столики и подставки, где можно размещать личные вещи малыша;
- съемные рули, при помощи которых ребята старшего возраста могут ощутить себя настоящими автомобилистами;
- съемные козырьки для автолюлек, оберегающие самых маленьких крох от яркого солнца и ветра.
В завершение
Детское автокресло – незаменимый аксессуар для родителей, которые привыкли часто ездить на автомобиле. При помощи этого аксессуара можно организовать максимально удобные поездки даже для самых маленьких пассажиров. Большинство моделей имеют положение для сна, так как крохи много и часто спят.
Выбрать подходящее по возрасту кресло сейчас несложно, ведь их разнообразие огромно. Однако стоит учитывать, что изделие должно полностью соответствовать высоким критериям качества, безопасности, комфорта и удобства в использовании.
Ориентироваться при выборе стоит не только на имя производителя и его авторитет на рынке, но и на данные краш-тестов европейских лабораторий, с которыми можно ознакомиться на их официальных сайтах. Только всестороннее экспертное изучение автокресел может дать полную и объективную характеристику продукции, которую вы приобретаете для своего ребенка.
Используйте для поездок только качественные и безопасные кресла, чтобы ваш малыш всегда был доволен временем, проведенным в дороге.